Советы дефектолога

Как развивать фонематические процессы у детей?

09.09.2024

Сформированность фонематических процессов крайне важна для полноценного усвоения звуковой стороны речи, грамматического строя речи и подготовки к успешному овладению чтением и письмом.

У детей с нарушениями речи данная сторона речи оказывается сформирована недостаточно либо не сформирована вовсе.

Что такое фонематические процессы?

Фонематические процессы включают в себя следующие понятия:

Фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.

  • Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков.
  • Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем.

 Выделяют фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.  

  • Фонематический анализ – это умение расчленять слово на составляющие его звуки.

Овладение фонематическим анализом позволяет:

  • Определять последовательность и количество звуков в слове
  • Определять место заданного звука в слове

Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово.

Фонематические представления - способность оперировать результатами фонематического анализа:

  • Придумывать слова с заданным звуком
  • Отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук
  • Придумывать слов с заданным количеством звуков

 Дети, у которых достаточно развиты фонематические функции, лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно полноценное становление его высшей ступени — звукового анализа, который крайне важен для успешного овладения письменной речью.

Проявления несформированности фонематических процессов

Дети, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы, испытывают трудности при:

  • Различении артикуляторно-акустически близких звуков
  • Выделении звука на фоне ряда звуков
  • Определении места звука в слове
  • Определении количества и последовательности звука в слове
  • Подборе слов на заданный звук
  • Подборе слов с заданным количеством звуков в слове.

 

Примеры игр и упражнений,

направленных на развитие фонематических процессов

 Упражнение 1

«Угадай, что звучит». Предложите ребенку послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки.

Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

 

Упражнение 2

«Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагают послушать звучание какого-либо музыкального инструмента.

Ребенок отгадывает, какой музыкальный инструмент звучал. Можно использовать картинки-подсказки.

 

  Упражнение 3

«Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов»)насыпьте разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый воспроизводит звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.

 

 Упражнение 4

 «Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка.

Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий.

Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок отгадывает, кто его позвал.

 

 Упражнение 5

 «Тихо-громко».

Взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силойголоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза).

 

 Упражнение 6

«Закончи предложение». На столе выложите несколько картинок с изображением предметов,

названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок.

Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».

 

 Упражнение 7

 «Найди ошибку». 

Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»); «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»). Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, ребёнок называет правильный вариант.

 

Упражнение 8

 «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок делает шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза», взрослый называет слова: коса, каша, коза.

 

Упражнение 9

Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух,а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. 

Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

 

 Упражнение 10

«Поймай звук». Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. сжать кулачок или хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

На первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.

 

Упражнение 11

 «Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку.

Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно.

На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале слова.

 

Упражнение 12

Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных.

 

  Упражнение 13

 «Слово рассыпалось» Взрослый говорит, что слово рассыпалось на звуки, называет отдельно звуки слова (К О Т).

Ребенку предлагается последовательно соединить звуки,  чтобы получилось целое слово.

 

Упражнение 14

 «Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок и просит ребенка выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.

 

 Упражнение 15

 «Посмотри вокруг». Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

 

 Упражнение 16

Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д), ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.

свернуть

Использование дидактических игр и упражнений для формирования словаря у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

13.08.2024

Потребность в общении у детей возникает с первых дней их жизни. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития их коммуникативных умений. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературные произведения, иметь представление об окружающем мире.

         Для развития активного словаря можно использовать различные игры и упражнения. Заниматься с детьми могут не только учителя-дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители в домашних условиях, на прогулке, в играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни.

         Обогащение словаря ребёнка осуществляется и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, ознакомление с произведениями художественной литературы расширяют  кругозор детей, делают понятными новые для них слова, помогают  правильно использовать их в самостоятельной речи.

         Активизации словаря содействуют показ кукольного  театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности. Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками.

        Репродукции картин художников- важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании можно значительно обогатить словарь детей дошкольного возраста. Богатый и разнообразный словарь ребёнка – основа развития мышления  и  связной речи.

       Далее мы рекомендуем картотеку развивающих игр для расширения, обогащения и  активизации словарного запаса детей дошкольного возраста.

 

                                    Дидактическая игра «Один- много»

Цель: формировать умение образовывать формы существительных множественного числа.

/Лист - листья, туча -тучи, дождь -дожди, дерево -деревья, птица- птицы…/

 

                                    Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: формировать умение образовывать формы существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 

/Лист - листочек, туча -тучка, дождь -дождик, дерево -деревце, птица- птичка…/

 

                                    Дидактическая игра «Чего много?»

Цель: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

/Игрушки- игрушек, тучи -туч, листья- листьев, птицы- птиц, цветы- цветов…/

                                    Дидактическая игра «Хвастуны»

Цель: формировать умение образовывать формы сравнительной степени прилагательных.

/Печенье вкусное- а моё ещё вкуснее, мороженое холодное- а моё ещё холоднее, конфета сладкая- а моя ещё слаще, пирог большой- а мой ещё больше…/

 

                                    Дидактическая игра «Всё наоборот»

Цель: формировать умение использовать в речи слова, противоположные по значению /слова- антонимы/.

/Собирать игрушки- разбрасывать игрушки, закрывать дверь- открывать дверь/

 

                              Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: формировать умение использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе.

/Воробей чирикает- воробьи чирикают, утка крякает- утки крякают …/

 

                              Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: формировать умение использовать в речи  формы существительных в дательном падеже.

/Мёд- медведю,  орехи- белке,  гриб- ёжику, морковку- зайцу, молоко- коту …/

 

                      Дидактическая игра «Кого мы видели в зоопарке?»

Цель: формировать умение образовывать формы винительного падежа единственного и множественного числа существительных.

/Медведя- медведей,  белку- белок,  волка- волков, зайца- зайцев, лису- лис …/

 

                      Дидактическая игра «С кем  Маша пойдёт гулять?»

Цель: формировать умение образовывать формы творительного падежа единственного и множественного числа существительных.

/С мамой, с братом, с бабушкой, с подругой, с собакой,  с сёстрами,  с детьми …/

 

                                  Дидактическая игра «Назови семью»

Цель: формировать умение правильно употреблять в речи существительные с суффиксами -онок-, -ёнок-, -иц-,  -ат-, -ят-, обозначающие названия животных и их детёнышей.

/Мама-кошка, папа- кот, детёныши- котята, мама- корова, папа- бык, детёныши- телята, мама- лиса,  папа- лис, детёныши- лисята…./

 

                                 Дидактическая игра «Слова- близнецы»

Цель: формировать умение использовать в речи слова, близкие по значению /слова- синонимы/.

/Мальчик весёлый / мальчик радостный/, солдат смелый /солдат мужественный, отважный/, девочка стеснительная /девочка робкая/…

 

                                 Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Цель: формировать умение правильно использовать в речи  простые и сложные предлоги.

/Жук на дереве, жук над деревом, жук под деревом, жук в дереве, жук около дерева, жук перед деревом, жук за деревом /…

 

                                 Дидактическая игра «Из чего-  какое?»

Цель: формировать умение образовывать и использовать в речи формы относительных прилагательных.

/-Каша из риса (какая?) - Каша рисовая. - Суп из грибов (какой?) - Суп грибной.

-Варенье из слив (какое?)  - Варенье сливовое.  -Сок из апельсина (какой?) - Сок апельсиновый /…

 

                             Дидактическая игра «Чьи уши? Чей хвост?»

Цель: формировать умение образовывать и использовать в речи формы притяжательных  прилагательных.

/-Чьи уши? - Уши лисьи. - Чей хвост?  - Хвост лисий. - Чьи уши? - Уши медвежьи. - Чей хвост? - Хвост медвежий…/

 

                             Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: формировать умение  использовать в речи существительные с обобщающим значением.  

/Сапоги, туфли, тапочки- обувь. Голубь, утка, воробей- птицы…./

 

                            Дидактическая игра «Путешествие Машинки»

Цель: формировать умение  образовывать и использовать в речи приставочные глаголы.

/Машина из гаража выехала, по дороге поехала, к речке подъехала, через речку переехала, к дереву подъехала, вокруг дерева объехала,   в гараж заехала/

 

свернуть

Формирование правильного звукопроизношения у детей

Подготовила: учитель-дефектолог ДЦРР г.Жодино Рудович Татьяна Ивановна 

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной дефектологической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако, многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

Особенности усвоения детьми звуков речи

Овладение правильным произношение речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребёнка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с очень искажённым, неточным, неточным звуковым составом. Правильным произношение звуков речи ребёнок овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки (А, О, Э, П, Б, М).  Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные по артикуляции согласные звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастное косноязычие», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. 

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком как бы в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала меняет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.

Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

Л:  Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа)

Р:   Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба)

С:  ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки)

Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба)

Ц:  ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля)

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно, как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребёнку окончательно овладеть звуком. В этом поможет родителям речевой материал, специально подобранный на каждый трудный по артикуляции согласный звук. В книжных магазинах представлен широкий выбор домашних логопедических тетрадей для работы над определённым звуком.

По мере созревания речевого аппарата ребёнка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, всё более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком для него процессе овладения правильным произношением звуков. если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространённой «семейной картавости», которую ребёнок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приведём небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

         Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной дефектологической помощи.

Рекомендации к проведению занятий в домашних условиях 

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. 

Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя. 

Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра - сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели»)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики»)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу)

И поскакали домой. ( Щелкать языком)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Лягушечка» - «Хоботок»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка

«Чистим зубки»

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

«Барабан»

Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

«Грибок»

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

«Лошадка»

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать, как цокает лошадка.

«Вкусное варенье»

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

«Чашечка»

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

«Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

«Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

«Качели»

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

«Лопаточка» - «Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

«Заборчик»

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

 

свернуть

Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Подготовила: учитель-дефектолог ДЦРР г. Жодино Ливитина Александра Александровна

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)

Мелкая (тонкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи.

Навыки тонкой моторики:

- способствуют развитию речи и мышления ребенка;

- помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

- позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;

- способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного. 

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).

Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.

Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться ориентироваться на упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые используются при работе с детьми.

О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать Вам более подробно:

«ЗАСТЕЖКИ»

Учите детей самостоятельно одеваться и раздеваться, упражняйте детей в застегивании и расстегивании пуговиц на одежде, пряжках на сандалиях, ремнях.

Так же можно сделать «застежки» из подручных материалов:

«ДЛИННАЯ ДОРОЖКА»

Нарезать небольшие полоски плотной ткани, на одном конце сделать петельку, а на другом пришить пуговицу – пристегивать полоски друг к другу.

«ПОЛЯНКА»

Взять кусок ткани, пришить к нему в разных местах пуговицы разных размеров, вырезать из клеенки или ткани фигурки (цветы, животные, геометрические фигуры и др.) и сделать (вырезать) петельки (по размеру пуговиц) – пристегивать фигурки к «полянке», подбирая петельки по размеру пуговиц. 

«СДЕЛАЙ ИГРУШКУ»

Вырезать из ткани части предмета. Например, зайка – ушки, лапки, голова, туловище – все отдельно. На одном конце детали пришить пуговицу, а на другом сделать петельку. Пристегивать части игрушки друг к другу, чтобы получилось целое изображение. Можно сделать животных, домик, веточку с листьями, цветок и др. 

«ЗАВЯЗКИ»

Это завязывание и развязывание ленточек, завязок у шапки, шнурков, платочков, узелков, бантиков куклам и т. д. Проводить упражнения лучше в игровой форме: завяжи папе шарфик; маме платочек, бантик; надень мишке шапочку; помоги зайчику завязать шнурки. Задания могут быть разнообразными. Можно использовать реальные предметы и игрушки.

«ШТРИХОВКИ»

Проводить на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом. Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур.

«ОБВОДКИ»

Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии - квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.

Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой.

Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д.

«РАСКРАСКИ»

Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам.

«ЛЕПКА»

Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.

Разминание пластилина пальчиками, раскатывание, сплющивание, прищипывание, размазывание по плоской поверхности и т.д.

«АППЛИКАЦИЯ»

Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов.

«МОЗАИКИ»

Выкладывание узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков цветного картона и т.д.

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

В выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука – поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу.

Вот некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол, замок, цепочка, кнопочки и другие. Есть специальные книги с упражнениями для пальчиков.

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»

Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.

Вот несколько упражнений:

- прокатывание карандаша между ладонями;

- растирать центр ладони концом карандаша;

- удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.);

- «собираем карандаши» – брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);

-  «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами;

- слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;

- прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;

- «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.

«ВЕШАЕМ ПЛАТОЧКИ»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок и платочки, нужно повесить платочки на веревку и закрепить их прищепками.

«ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРКИ»

Вырезать из цветной ткани или пластика геометрические фигуры, затем прикреплять к ним подходящие по цвету прищепки так, чтобы получилась знакомое изображение: солнышко, елочка, ежик, травка, дождик и др.

«ОРЕШКИ»

Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предложите ребенку «очистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелочку, а «очистки» - в другую.

«ЗОЛУШКА»

Два вида материалов. Нужно выбрать более крупные предметы из мелких (манка и горох, фасоль и рис, камешки и песок и др.) или разобрать по двум чашечкам (желуди и каштаны, камни и шишки и др.).

«НАЙДИ ИГРУШКУ»

Насыпать в небольшой таз крупу, горох или фасоль (можно использовать сухой песок) и спрятать (закопать) туда маленькие (около 3см) пластмассовые игрушки от киндер-сюрпризов (5-10 штук), счетные палочки или другие объекты. Ребенок должен их найти и достать. Можно сортировать найденные предметы: счетные палочки в высокую бутылку, а игрушки в широкую банку.

«РИСУЕМ ПАЛЬЧИКОМ»

Манку или сухой песок насыпать на поднос тонким слоем и по нему рисовать пальчиком картинки по показу, образцу или самостоятельно. Чтобы нарисовать следующую картинку поднос надо слегка встряхнуть на весу.

«БУСЫ»

Использовать макароны с дырочками (типа коротких рожков) и нанизывать их на ниточку или шнурок.

«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Сначала потрогать все предметы (5 - 7), выложенные на столе, затем закрыть или завязать платком глаза, и по названию найти нужный предмет.

«ХОЗЯЮШКА»

На поднос насыпать семечки, горох, фасоль, камешки, желуди и др. (2-3 вида, каждого предмета). Взять 2-3 прозрачных баночки и разложить по ним предметы разного вида.

Уважаемые родители, вышеуказанные игры и упражнения отлично развивают мелкую моторику рук ребенка: в дальнейшем, ребёнок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, письмо для ребёнка не будет столь утомительным. Не обязательно использовать предложенные игры – их можно найти в книжках или придумать самим. Уделяйте упражнениям по 10-15 минут в день, и Вы заметите, как пальчики Вашего ребенка становятся более ловкими, развиваются усидчивость и внимание, а самое главное – речь!

 

свернуть
поделиться в:
Меню раздела