Сформированность фонематических процессов крайне важна для полноценного усвоения звуковой стороны речи, грамматического строя речи и подготовки к успешному овладению чтением и письмом.
У детей с нарушениями речи данная сторона речи оказывается сформирована недостаточно либо не сформирована вовсе.
Что такое фонематические процессы?
Фонематические процессы включают в себя следующие понятия:
Фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.
- Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков.
- Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем.
Выделяют фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.
- Фонематический анализ – это умение расчленять слово на составляющие его звуки.
Овладение фонематическим анализом позволяет:
- Определять последовательность и количество звуков в слове
- Определять место заданного звука в слове
Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово.
Фонематические представления - способность оперировать результатами фонематического анализа:
- Придумывать слова с заданным звуком
- Отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук
- Придумывать слов с заданным количеством звуков
Дети, у которых достаточно развиты фонематические функции, лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно полноценное становление его высшей ступени — звукового анализа, который крайне важен для успешного овладения письменной речью.
Проявления несформированности фонематических процессов
Дети, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы, испытывают трудности при:
- Различении артикуляторно-акустически близких звуков
- Выделении звука на фоне ряда звуков
- Определении места звука в слове
- Определении количества и последовательности звука в слове
- Подборе слов на заданный звук
- Подборе слов с заданным количеством звуков в слове.
Примеры игр и упражнений,
направленных на развитие фонематических процессов
Упражнение 1
«Угадай, что звучит». Предложите ребенку послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки.
Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
Упражнение 2
«Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагают послушать звучание какого-либо музыкального инструмента.
Ребенок отгадывает, какой музыкальный инструмент звучал. Можно использовать картинки-подсказки.
Упражнение 3
«Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов»)насыпьте разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый воспроизводит звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.
Упражнение 4
«Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка.
Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий.
Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок отгадывает, кто его позвал.
Упражнение 5
«Тихо-громко».
Взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силойголоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза).
Упражнение 6
«Закончи предложение». На столе выложите несколько картинок с изображением предметов,
названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок.
Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».
Упражнение 7
«Найди ошибку».
Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»); «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»). Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, ребёнок называет правильный вариант.
Упражнение 8
«Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок делает шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза», взрослый называет слова: коса, каша, коза.
Упражнение 9
Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух,а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки.
Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
Упражнение 10
«Поймай звук». Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. сжать кулачок или хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
На первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.
Упражнение 11
«Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку.
Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно.
На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале слова.
Упражнение 12
Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных.
Упражнение 13
«Слово рассыпалось» Взрослый говорит, что слово рассыпалось на звуки, называет отдельно звуки слова (К О Т).
Ребенку предлагается последовательно соединить звуки, чтобы получилось целое слово.
Упражнение 14
«Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок и просит ребенка выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
Упражнение 15
«Посмотри вокруг». Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Упражнение 16
Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д), ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.