Реализация образовательных программ специального образования

 

В учреждении дошкольного образования организованы  две специальные группы для детей с ТНР  и группа интегрированного обучения и воспитания. Группы полностью оснащены всем необходимым для комфортного и результативного пребывания в них  детей.

 ГРУППА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НА 2023-2024  учебный год

 

1. Кравчёнок З.М., заместитель заведующего по основной деятельности

2. Шкиндерева Л.А., учитель – дефектолог

3. Рудович Татьяна Ивановна, учитель – дефектолог

4. Богустова М.С., воспитатель дошкольного образования

5. Невская С.А., воспитатель дошкольного образования

6. Масальская О.И., воспитатель дошкольного образования

7. Сидор Л. А., воспитатель дошкольного образования

8. Липская Р.Г., педагог - психолог

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

ГРУППЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НА 2023-2024  учебный год

 

Цель:

Создание социально-психологических и педагогических условий, необходимых для успешного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития  в учреждении дошкольного образования

 

Консультация для педагогов "Развитие творческого мышления у детей с ТНР посредством игр и упражнений"

Развитие творческого мышления у дошкольников.

В настоящее время, чтобы стать успешным человеком, недостаточно иметь знания и умения, необходимо быть творческим человеком, уметь ставить пред собой проблему и находить к ней творческое решение.

Дошкольный возраст – это фундамент дальнейшей жизни. Дошкольный возраст – это именно то время, когда стоит вкладывать в ребенка то, что ему будет необходимо в дальнейшем и главное развить его способности и сформировать творческое начало. В дошкольном возрасте ребенок как чистый лист. И от того, как педагог заполнит этот лист, будет зависеть, насколько у ребенка развита способность проявлять инициативу, изобретательность, насколько у него будет развито нетрадиционное мышление, способность креативно решать встающие перед ним задачи. И проблема состоит в том, что нужно успеть раскрыть творческий потенциал каждого ребенка именно в этом возрасте.

Чем полезно творческое мышление?

Развитое творческое мышление помогает находить неожиданные решения сложных проблем, быстрее преодолевать трудности, продуктивнее работать, больше успевать, добиваться результатов, добиваться успеха.

ВАЖНО. Во время развития творческих способностей дошкольника нужно постоянно поднимать планку, давать ему новые задания. 

Венцом творческого мышления является креативность.

На сегодняшний день именно креативность имеет огромное значение во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность. Идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам.

Как и когда приступать к развитию творческого мышления 

От 1,5 до 7 лет — лучший возраст для развития креативности. В обязательные занятия с ребенком стоит включить лепку, рисование (в том числе и пальчиковыми красками), решение различных головоломок; для маленьких детей — занятия с кинетическим песком, музыку, танцы (учат лучше чувствовать свое тело, улучшают координацию и пространственное мышление. Основой креативного мышления является воображение.

Развитие креативного мышления у дошкольников через ИЗО

Детский рисунок специалисты называют графической речью. Рисование доставляет детям удовольствие, но для них рисование – это, прежде всего, развитие многих важнейших способностей: координацию движений, сенсорику, мелкую моторику, развитие воображения, фантазии.

Развивайте рисование двумя руками, так как это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования.

Наиболее интересные нетрадиционные техники рисования:

  • Дорисовывание.
  • Рисование геометрическими фигурами.
  • Кляксография.
  • Рисование ватными палочками.
  • Рисованиеладошкой.
  • Скатывание бумаги.                                                                                
  • Оттиск смятой бумагой. 
  • Восковые мелки + акварель.
  • Отпечатки листьев.
  • Поролоновые рисунки.
  • Метод ниткографии.
  • Рисование пластиковой вилкой.

 

Наше внимание привлек один из перспективных современных методов - техника «Друдлы». В своей практике мы решили использовать данную технологию, потому что«Друдлы»обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение.

Друдлы — визуальные загадки, изобретенные Роджером Прайсом и изданные в его книге 1953 года «Друдлы». В настоящее время этим словом могут называть любые подобные визуальные загадки

Друдл - это графическая головоломка, задача, которую нужно додумать или дорисовать. Она имеет множество вариантов ответов. Ценятся оригинальные и юмористические ответы. С помощью небольшой графической задачи мы подстегиваем свое воображение и даем развитие своему образному мышлению, которое можем проявить в словах или рисунках. Развивается креативное воображение «Я учусь видеть необычное в обычном». Развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

Один из старейших друдлов – изображение слепого нищего, стоящего за углом улицы, – был создан итальянским художником Агостино Карраччи (AgostinoCarracci) (1557–1602).

Как работает друдл? Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют наш мозг работать, наблюдать, анализировать, сравнивать, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге Друдлы научат вас смотреть на мир более объемно и нестандартно.

 Как играть в Друдлы с детьми:

  • «Придумай и нарисуй свой друдл»
  • «Дорисуй картинку»
  • «Расскажи историю про свой друдл»
  • «Придумай ассоциации»
  • «Назови одним словом»
  • «Что здесь лишнее?»
  • «Какая сказка зашифрована?»
  • «Угадай мелодию»

Результаты, которые достигаются благодаря данной технике:

  • развитие у детей образного и логического мышления,
  • расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,
  • повышение интеллектуального уровня;
  • развитие воображения;
  • развитие коммуникативных навыков и речи в целом, т.к.
  • когда я рисую, то проговариваю то, что я рисую. Ведь при занятиях с ребенком в паре, без общения не обойтись.

 

Презентация "Развитие творческого мышления у детей с ТНР посредством игр и упражнений"

свернуть

Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения"

Консультация для педагогов.

«Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения»

Подготовила  учитель- дефектолог Рудович Татьяна Ивановна

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.          К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным звукопроизношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: родители, воспитатели.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателем группы детского сада.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушении нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, упражнения выполняются подгруппами из 4 – 6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

  1. Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом.

Навыки четкого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть материал и длительнее его отработка.

В 1-ой младшей группе развивают речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи, воспитывают слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса, вызывание правильного произношения звуков.

Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой;

— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот;

— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Змейка»).

Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»).

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

Артикуляционную гимнастику всегда следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс  включает  основные, базовые упражнения: «УЛЫБКА» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. «ТРУБОЧКА» - вытягивание губ вперед трубочкой. «УЛЫБКА» - «ТРУБОЧКА» - чередование. «ОКОШКО» - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. «БЛИНЧИК» - широкий язык удерживать на нижней губе. «ИГОЛОЧКА» - вытягивание узкого языка. «БЛИНЧИК» - «ИГОЛОЧКА» - чередование. «КАЧЕЛИ» - чередование движений языка вверх-вниз.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель с помощью логопеда подбирает и проводит комплексы упражнений в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей.

Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков («Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язык», «Лопаточка», «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубки»).

Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков («Наказать непослушный язык», «Блинчик», «Приклей ириску», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Чашечка», «Фокус»).

Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука Л. («Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Беззвучно пощелкать кончиком языка»).

Пятый комплекс  направлен на подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звука Р. («Чьи зубы чище?», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Барабанщики»).

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. 

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести  к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься вверх»).

Чтобы ребёнку не надоедала артикуляционная гимнастика - проводить ее можно форме разнообразных сказок.

Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра - сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

[С], [С’], [З], [З’], [Ц]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
  7. «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  8. «Горка»— широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  7. «Вкусное варенье»— широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
  8. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  9. «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
  10. «Чашечка»— широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  7. «Вкусное варенье»— широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
  8. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  9. «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
  10. «Маляр»— широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
  11. «Дятел»– рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  7. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  8. «Маляр»— широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
  9. «Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).
  10. «Парус»- рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.
  11. «Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.

 

 

 

 

 

 

 

Литература 1. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000. 2. Волоскова Н.Н. Белякова Л.И. Логопедия. _ М.: М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС, 2013. 3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 4. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издат

Консультация для педагогов.

«Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.          К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным звукопроизношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: родители, воспитатели.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателем группы детского сада.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушении нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, упражнения выполняются подгруппами из 4 – 6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

  1. Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом.

Навыки четкого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть материал и длительнее его отработка.

В 1-ой младшей группе развивают речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи, воспитывают слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса, вызывание правильного произношения звуков.

Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой;

— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот;

— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Змейка»).

Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»).

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

Артикуляционную гимнастику всегда следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс  включает  основные, базовые упражнения: «УЛЫБКА» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. «ТРУБОЧКА» - вытягивание губ вперед трубочкой. «УЛЫБКА» - «ТРУБОЧКА» - чередование. «ОКОШКО» - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. «БЛИНЧИК» - широкий язык удерживать на нижней губе. «ИГОЛОЧКА» - вытягивание узкого языка. «БЛИНЧИК» - «ИГОЛОЧКА» - чередование. «КАЧЕЛИ» - чередование движений языка вверх-вниз.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель с помощью логопеда подбирает и проводит комплексы упражнений в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей.

Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков («Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язык», «Лопаточка», «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубки»).

Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков («Наказать непослушный язык», «Блинчик», «Приклей ириску», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Чашечка», «Фокус»).

Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука Л. («Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Беззвучно пощелкать кончиком языка»).

Пятый комплекс  направлен на подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звука Р. («Чьи зубы чище?», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Барабанщики»).

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. 

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести  к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься вверх»).

Чтобы ребёнку не надоедала артикуляционная гимнастика - проводить ее можно форме разнообразных сказок.

Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра - сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

[С], [С’], [З], [З’], [Ц]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
  7. «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  8. «Горка»— широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  7. «Вкусное варенье»— широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
  8. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  9. «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
  10. «Чашечка»— широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  7. «Вкусное варенье»— широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
  8. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  9. «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
  10. «Маляр»— широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
  11. «Дятел»– рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]

  1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
  3. «Заборчик» - «Хоботок»- чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
  5. «Иголка»- рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  6. «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
  7. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
  8. «Маляр»— широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
  9. «Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).
  10. «Парус»- рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.
  11. «Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.

 

 

 

 

 

 

 

Литература 1. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000. 2. Волоскова Н.Н. Белякова Л.И. Логопедия. _ М.: М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС, 2013. 3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 4. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 5. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 6. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1/ Хватцев М.Е.; под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

ельство ГНОМ, 2014. 5. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 6. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1/ Хватцев М.Е.; под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

свернуть

Презентация "Обучение детей с ОПФР дошкольного возраста