Воспитывая и обучая особого ребенка родитель и педагог сталкивается с многими трудностями начиная с первых контактов, задаваясь вопросами как и чему учить, как помочь ребенку познать окружающий его мир, научится взаимодействовать с этим миром.
Для того чтобы овладеть необходимыми навыками умениями нужно иметь сохранную когнитивную сферу, достаточно развитые психические функции, познавательную активность.
Есть категория детей, которые особо нуждаются в детальном изучении особенностей их психики, выработке правильных подходов в обучении, это дети с тяжелой степенью умственной отсталости, имеющие как правило сопутствующие нарушения в развитии.
Проанализировав опыт классиков отечественной и зарубежной психологии, дефектологии, физиологии, изучив их труды в развитии и становлении человеческой психофизиологии, хотелось отметить процесс ощущения, как базисную функцию, фундамент в построении всей дальнейшей высшей психической деятельности человека.
На основе этих исследований выделено два направления обучения идущих друг за другом:
1) сенсорно-перцептивный, этап который включает в себя: обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта через восприятие предметов и материалов различной фактуры, величины, через изучение свойств различных материалов окружающего мира, через стимуляцию тактильно-двигательного восприятия.
На этом этапе важной особенностью обучения является совместное создание развивающей среды, изготовление различных пособий и тренажеров, где ребенок учится действовать, обследовать, перебирать перекладывать различные отдельные элементы материалов.
2) второй этап условно назван когнитивным, т.к. ребенок имея уже некоторый чувственный опыт и память о свойствах предметов и материалов может выполнять простые упражнения на различение, узнавание, что стимулирует более высокий уровень сознания, тренирует психические функции.
Игры и упражнения первого этапа обучения.
- Игры с водой
- Игры с песком.
- Игры с природным материалом, крупой.
- Игры с картоном и бумагой.
- Игры с тканью и нитками.
- Игры с пластилином.
- Тактильные мячики (совместное изготовление пластилиновых шариков, обкатывание их фасолью, горохом)
- Тактильные коврики (выбор материалов различных по фактуре)
- Волшебные пирожки (заполняем мешочки пуговицами, крупой, песком ватой)
Игры и упражнения второго этапа обучения.
- Найди такой же мячик.
- Выбери одинаковые мячики (коврики)
- Разложи по коробкам мячики (различение: большой, маленький)
- Разложи по парам коврики(мячики)
- Какой коврик исчез.
- Добавь коврик, что бы вышла пара.
- Найди одинаковые мешочки.
- Узнай на ощупь.
- Чудесная коробочка (мячики, коврики, мешочки-различение.)
Подготовила:
воспитатель дошкольного образования М.С.Богустова
Использованы материалы сайта https://www.defectologiya.pro/