Играем - историю, традиции страны изучаем: познавательная игротека

Лэпбук «Моя Родина Беларусь!»

Лэпбук «Беларусь моя страна. Моя Родина»

Экскурсия в мини-музей

ЭКСКУРСИЯ В МИНИ-МУЗЕЙ НА ВЫСТАВКУ

 «Белорусские рушники»

Цель: приобщение воспитанников к истокам национальной культуры.

Задачи:

- формирование представлений воспитанников о предметах белорусского декоративно-прикладного искусства и культуры – рушниках; об истории возникновения рушников, их назначением;

-  познакомить с элементами орнамента, значением символов;

- закреплять представления воспитанников о музеях, музейных терминах (мини-музей, экскурсия, экскурсовод, выставка, экспонат);

- развивать любознательность, внимание, мышление, диалогическую речь; умение воспринимать родную речь;

- воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.

Предварительная работа:

- знакомство воспитанников с историей возникновения ткачества в Беларуси;

- рассматривание ткацких изделий, фотографий «Работа ткачих»;

- чтение стихов на белорусском языке про лён, рушник;

- оформление выставки «Наше творчество», посвящённой белорусскому народному творчеству.

Ход экскурсии:

I Вводная часть

В. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Но куда? Это мы узнаем, когда разгадаем ребус. Перед вами картинки с предметами. Каждая картинка имеет свой номер. Необходимо разложить картинки в порядке возрастания номеров.

(Дети выкладывают картинки)

В. – Какой предмет изображён на первой (второй и т. д.) картинке? (мяч. Улитка, змея, ель, йогурт).

В. – Назовите первый звук в этом слове.

(Дети выкладывают из букв слово «музей»)

В. – Какое слово у нас получилось?

(Музей)

В. – Так куда мы сегодня с вами отправимся на экскурсию?

(В музей)

В. – А что такое музей?

(ответы детей)

В. – Верно, музей – это место, где собирают и хранят предметы, представляющие большой художественный или исторический интерес.

- Какие музеи вы знаете?

- Что видели?

(Ответы детей)

В. – Сегодня мы отправимся в мини-музей нашего детского сада на выставку белорусских рушников.

В. – Ребята, а кто знает, что такое выставка и экспонаты?

(Ответы детей)

В. – Да, выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это предметы, которые выставлены для обозрения.

В. – Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?

(ответы детей)

В. – Молодцы! Это экскурсовод. Его ещё называют «музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать.

- Как называют людей, которые приходят на экскурсию?

(Экскурсанты)

- Что необходимо приобрести, чтобы войти в музей?

(Билеты)

В. – Я сегодня буду экскурсоводом, а вы кем будете?

(Экскурсантами)

II Основная часть

Э. – В нашем мини-музее можно внимательно смотреть на экспонаты, которые расположены на полках. Давайте сейчас потренируем наши глазки.

  Зрительная гимнастика

(Не поворачивая головы, посмотрите вправо, влево, прямо, вверх и вниз;

Посмотрите, что происходит у нас далеко за окном; взгляните на кончики пальцев)

- Теперь мы готовы к экскурсии.

- Добро пожаловать в мини-музей нашего детского сада на выставку «Белорусские рушники»

Э. – Все вещи, которые вы здесь видите, не простые, а волшебные. Они перенесут нас в далёкое прошлое и расскажут о том, как их изготавливали.

Э. – Посмотрите вокруг себя и назовите знакомые вам предметы

(рушники, утюг, игрушки, кувшины, посуда)

Э. – Для чего они предназначены?

(Ответы воспитанников)

- Из каких материалов они изготовлены?

(Д/и «Из чего какая?»)

Э. – В нашем мини-музее находится выставка белорусских рушников. Белорусский рушник относится к предметам народного искусства. Рушники не только украшали дом, но и играли большую роль в белорусских обрядах. Рушник – символ чистоты и родного дома.

Верш «Ручнік»

У будні і ў святы ручнік на сцяне.

Валошкі, рамонкіідуць па “канве”.

Яго вышываламатуля мая

Каб ў хацежыліпрыгажосць, дабрыня.

Хлеб з печыдухмянызаўжды на стале

Ручнікягопершымпрытуліць к сабе.

Ласкаванакрытыябоханымлеюць

І дзен гэтак з дзесяць – зусім не чарсцвеюць.

Богэтыручнік даматканы, чысцюткі,

Як сэрцаматулі і шчодры, і чуткі.

Ручнік, каравай – так гасцейсустракаюць,

На шлюбмаладыхручнікомбласлаўляюць.

У роднайстаронцы, у кожнайхаціне

Ручнік з абразамі, ручнік на дзяціне

Яго ў пасаг нам дзядызавяшчалі

Кабталент народа у вякахшанавалі.

Э. – Послушайте историю про рушник. Когда-то, давным-давно, когда люди ещё не придумали транспорт, а передвигались на конных повозках, когда не было многоэтажных кирпичных домов, а были только низкие и деревянные, не было магазинов, где можно было что-нибудь купить, люди умели делать все необходимые предметы своими руками: и одежду, и посуду, и мебель.

Хозяйки умели ткать на домашних ткацких станках. Ткань делали изо льна, шерсти. Ткали одежду, полотенца, скатерти, украшали их узором. Хозяйки ткали длинное полотно и скручивали в рулон, в трубочку. В те далёкие времена ещё не придумали ножниц и приходилось отрывать кусок ткани. Обрывать, рвать, значит разрушать целое; «рушить», так говорили раньше, поэтому, ту часть, которую отрывали, стали называть рушник.

Д/и «Собери рушник»

Э. – В нашем мини-музее все экспонаты достаточно старые и один из них разорвался на кусочки.

(Воспитанники собирают из отдельных деталей изображение рушника)

Э. – Рушники играли большую роль в белорусских обрядах. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы, вышитые полотенца готовили к свадьбе.

Старинные рушники выполнены в красно-чёрной гамме, реже встречается жёлтый, синий и коричневый цвета. Рисунки на них изображены в форме геометрических фигур, присутствует растительный орнамент. Красный цвет – символ тепла, красоты; чёрный – символ богатства. белый цвет всегда ассоциировался с чистотой, очищением, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, вышитые на нём, несли особый смысл и глубокое значение.

Верш “Беларускі арнамент”

Трэба многа знаць, каб узор прачытаць.

Ці светлым сонцам, ці хатнім аконцам,

Ці вешчай кукушкай, ці мяккай падушкай,

Ці яркаю зоркай, ці ўдавою горкай,

Ці спорым святам, ці родным братам,

Ці роднай сястрыцай, ці светлай крыніцай,

Ці зарой-зараніцай, ці добрай маладзіцай,

Ці краснай дзявіцай, ці свежай вадзіцай.

Э. – Хочу обратить ваше внимание на особенности расположения орнамента вышивки каждого изделия.

(Воспитанники внимательно рассматривают рушники)

Э. – Скажите, где располагается орнамент на рушнике?

(По краям)

Д/и “Укрась рушник орнаментом”

(Воспитанники выкладывают на белых прямоугольных заготовках-“рушниках” из разноцветных полосок и геометрических фигур орнамент)

III Заключительная часть

Фотосессия возле выставки «Белорусские рушники»

Воспитанники: Большое спасибо за интересную экскурсию.

(Воспитанники благодарят экскурсовода за интересный и содержательный рассказ про белорусские рушники).

IV Итог

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает детей:

- Вам понравилась экскурсия в мини-музее?

- О чём рассказывала экскурсовод?

(Воспитанники вспоминают и рассказывают о том, что нового они узнали в мини-музее)

свернуть